Что одно из самых худших после потери?
Когда не с кем ее разделить.
⠀
Если взрослый едва ли может сам справиться с горем потери, как тогда ребёнок вообще может это перенести??!
⠀
Даже если ребёнок не плачет, молчит и вроде ведёт себя как ни в чем не бывало, -это совершенно не значит, что эта ситуация не затронула ребенка. Это значит, что весь ужас и шок от потери ушёл глубже.
⠀
При этом, взрослые зачастую считают, что будто лучше не рассказывать ребёнку о потери близкого или не говорить с ним об этом после.
Ведь дети все быстро забывают. А если говорить об этом, якобы будет хуже, ему будет больно.
⠀
Больнее всего, когда не с кем об этом поговорить! Когда все вокруг делают вид, что жизнь продолжается дальше. Не дают простора для эмоций ребёнка. Или, ещё хуже, говорят о событии между собой, думая, что ребёнок не слышит или не понимает!
⠀
Самые страшные картины в голове ребёнка появляются не тогда, когда ему говорят о потере или вместе вспоминают о погибшем, например. Самые страшные картины в голове ребёнка появляются, когда никто не рассказывает, не разъясняет.
⠀
И я в этом убеждаюсь раз за разом в моей практике также.
Бывает, когда на консультации мы с мамой разбираемся в поведении ребёнка, только спустя несколько встреч она совершенно случайно говорит о том, что кто-то из близких для ребёнка родственников умер.
А смерть кошечки, когда ребёнку пару лет, например, кажется, вообще не стоит внимания. А для ребёнка это может быть сильнейшей потерей и травмой. И родители с ним об этом не говорят, а сам он не может!
⠀
Совсем недавно я участвовала в Конференции по психологии горя, потерь и перехода, в которой принимали участие психологи из разных стран. Более 40 часов насыщенных лекций.
И мне многим хочется поделиться. Но на сегодня я добавлю только вот что ещё.
⠀
Помимо того, что многие родители стараются избежать разговоров с ребёнком о потери, к сожалению. Причём причины могут быть разные: кто-то считает, что рано и ребёнок ничего не поймёт (как же это неверно!), а другие так боятся разрушить мир ребёнка, столкнуть его со страшным (ох, как я понимаю!) Но неизвестность чаще страшнее всего. Это мина замедленного действия.
То есть даже при очевидной потери с ребёнком едва кто-то говорит об этом, будь то дошкольник или подросток.
⠀
Но для ребёнка могут быть также травматичны известия не только о потери, смерти близкого например.
А вдруг когда он увидит, что кто-то упал в обморок, но с ним никто это не проговорил (причём за один раз едва это и можно!). Или когда ребёнок становится свидетелем физического насилия. Или когда он узнаёт, что у кого-то кто-то умер (у знакомого, друга)… Или чьи-то родители разводятся. Или вдруг увидел или услышал по ТВ страшные кадры…
⠀
И вот это все также вызывает в ребёнке очень сильные эмоции и переживания. И травмирует его не когда взрослый с ним потом говорит и приговаривает происшествие, помогает выплакивать. А когда не говорит, не объясняет, не даёт простора для эмоций.
⠀
Хуже, не когда ребёнок плачет в руках Своего взрослого. Хуже, когда ребёнок не плачет вообще. (Сам в одиночестве ребёнок выплакать и прожить не сможет!)
Ведь даже взрослый не может совершенно сам справиться с болью потери. Взрослый, у которого опыт, более зрелая психика и больше способности справляться с трудными ситуациями. А у ребёнка этого вообще ещё нет.
⠀
И в завершении. На днях мне опять попалась потрясающе глубокая История о том, что происходит с ребёнком, когда никто не говорит с ним о случившемся. О том, сколько деталей помнит девочка после того, как сгорел их дом, но никто не погиб. И что порой достаточно просто тёплых, глубоких и безопасных отношений, чтобы вылечивать всю ту боль, которая была заблокирована на года.
Вот она – После пожара♥️

Автор статьи
Клинический, детский и перинатальный психолог. Работаю со взрослыми и подростками при проблемах личного характера, со сложностями в отношениях с детьми любого возраста, а также с трудностями зачатия и вынашивания ребенка.